?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



   Обеспечение горожан жильем на протяжении всего 20-го века представляло собой весьма серьезную социальную проблему. Для ее решения прибегали к разным организационным формам домостроения: государственному, муниципальному, ведомственному, кооперативному и частному. Но ни одна из них в отдельности не обеспечивает полного удовлетворения разнообразных, неуклонно растущих общественных потребностей. Ныне у нас возлагают некоторые надежды на приватизацию жилья. В связи с этим уместно вспомнить опыт сооружения в Харькове домов с собственными квартирами, накопленный в 1910-х годах по инициативе и под руководством А.И.Ржепишевского.
 

Александр Иванович Ржепишевский (1879 -1930) родился в Аккермане, обучался в Одесской гимназии, окончил с золотой медалью в 1904 г. Институт гражданских инженеров в Петербурге и стажировался в 1905 -1908 гг. в странах Западной Европы, пройдя курс обучения в Школе изящных искусств Сорбонны в Париже. По возвращении в Петербург он занимался трудным и рискованным делом: выполнял самостоятельно и в содружестве с архитектором Н.В.Васильевым проекты на конкурсы, зарабатывая на жизнь премиями. В 1909 году Ржепишевского пригласили в г. Харьков для разработки рабочих чертежей и авторского надзора на строительстве по конкурсному проекту нового здания Купеческого банка на углу Павловской площади (ныне пл. Розы Люксембург) и Плетневского переулка. Последовавший десятилетний период жизни Ржепишевсхого в Харькове стал наиболее плодотворным в его творческой судьбе. Здесь по его проектам было построено 27 крупных общественных и жилых зданий в стиле модерн, из числа которых 17 ныне обрели статус памятника архитектуры.
   Идея заняться сооружением домов с квартирами, являющимися собственностью отдельных жильцов (их называли  компанейскими), возникла у Ржепишевского в 1911 году. В письме от 8-го ноября того же года к старшему брату, проживавшему в Одессе, он обосновывает свой замысел экономическими расчетами, показывая на примере, что квартира из пяти комнат, за которую в доходных домах приходится платить хозяину дома 1600 руб. в год обойдется владельцу собственной квартиры лишь 300-400 руб в год. Предприимчивый зодчий собрал небольшую группу сотрудников, в число которых, кроме проектантов, включил на правах компаньона консультанта-юриста, и незамедлительно приступил к делу. В 1912 году он соорудил шестиэтажный дом, отличающийся оригинальным объемно-планировочным и художественным решением, а также высоким уровнем благоустройства, на Рымарской улице № 6.





Владельцами квартир этого дома стали лица так называемых "свободных профессий", занимавшиеся частной практикой на дому: врачи, юристы, архитекторы, коммерсанты и т.п.  Характер их деятельности обусловливал потребность в престижном жилище в центральной части города, но материальное состояние не позволяло обзавестись особняком. Квартиры же требовались им 4- или 6-комнатные с приемной и кабинетом. В одной из таких квартир дома поселился и Ржепишевский с семьей.
   Успешным продолжением этого начинания явилось сооружение в 1912 - 1914 гг.  большого шестиэтажного "компанейского" дома на ул. Рымарской №19, в котором поселились также многие лица "свободных профессий".





  Мастерство и богатая творческая фантазия помогли Ржепишевскому в рамках общего конструктивного решения разработать множество вариантов внутренней организации и отделки квартир, отвечавших потребностям и вкусам владельцев. Так, для одного врача на первом этаже была оборудована небольшая частная больница, а для художников устроены мастерские с верхним освещением в мансардном этаже. В этот дом переселился и сам зодчий, занявший две квартиры: жилую - на верхнем этаже с личной мастерской в мансарде и служебную на втором этаже с приемной и кабинетом для встреч с клиентами и субподрядчиками.



Здесь были и рабочие комнаты сотрудников.
   В 1915 г. на этой базе организовано Пушкинское Товарищество для устройства постоянных квартир во главе с Ржепишевским, наметившим широкую программу развития дальнейшей деятельности. Ее плодом явился большой "компанейский" дом на Пушкинском въезде № 6.



Однако Октябрьская революция 1917 года оборвала работу зодчего в Харькове, а построенные им дома с собственными квартирами жильцов были национализированы. Большинство квартир превратилось в "коммуналки", и лишь немногим бывшим владельцам суждено было доживать в них свой век.
   Несмотря на запущенность и обветшание, дома еще и ныне привлекают внимание, выделяясь неповторимым архитектурным обликом и красотой отдельных уцелевших фрагментов внешней и внутренней отделки.

                                           Александр ЛЕЙБФРЕЙД, кандидат архитекторы
                                            ("Слобода" - 1992 г - № 54, июль)

   Небольшое дополнение
   Помимо кооперативов (Товариществ), созданных А.И.Ржепишевским, в Харькове в те годы возникали и другие сообщества этого же плана. Более того, первый «компанейский» дом появился не на Рымарской, а на Чернышевской: дом № 4 был построен в 1910 году по проекту архитектора Ю.С.Цауне.





О формировании Общества для строительства пятиэтажного дома на углу улиц Пушкинской и Скрипницкой (ныне Воробьёва) сообщает газета «Южный край» от 13 марта 1911 года.



   Есть данные о том, что архитектор Тенне в 1915 году проектировал 3-этажный с подвалом склад и 2-этажный флигель для коллектива заказчиков на улице Журавлевской (М.О.Голобородько, Э.К.Крижевич, В.А.Баулин, В.И.Спиваков, И.Б.Голубева и др.). Большое число заказчиков, явно не связанных родством, говорит о том, что на Журавлевской к 1915г уже вероятно существовал некий "компанейский дом", к которому потребовался флигель и склад.
  Кооперативное движение набирало ход. Война и революция на какое-то время прервали его развитие. Но уже в 1924 году в Харькове вновь появляется жилстройкооперация – правда, на другой основе и с другими участниками.

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
larisa_zv
2 янв, 2014 13:40 (UTC)
Как интересно! В доме на Пушкинской жила моя тетя. Как раз ан фото слева от арки виден ее подъезд. У нее была комната в коммуналке на последнем этаже!
Денис Сушкин
5 янв, 2014 07:05 (UTC)
Спасибо автору! Интересно, с какой точки была сделана заглавная фотография?
ngeorgij
5 янв, 2014 12:27 (UTC)
По-видимому, с колокольни Мироносицкой церкви.
Денис Сушкин
6 янв, 2014 07:37 (UTC)
По идее, колокольня северней ,возможно, что это какое-то высотное здание на Пушкинской
Денис Сушкин
6 янв, 2014 07:45 (UTC)
Хотя, сейчас еще раз просмотрел снимок, Вы действительно, совершенно правы, я выбрал неправильную диспозицию )
weaver_kharkov
17 янв, 2014 18:55 (UTC)
Да с колокольни, с колокольни.
И таки именно Мироносицкой церкви.
Фото довольно-таки известное (датируется 1911-м годом; автор - Руднев, Борис Кузьмич).
Только зачем-то это фото размещёно здесь многоуважаемым автором в зеркальном отображении.

А вот если перевернуть его - сразу всё становится на свои места.

ngeorgij
18 янв, 2014 05:40 (UTC)
Да, есть у меня, очевидно, такая слабость к этой панораме и именно в её зеркально отображённом виде. Когда друзья говорили "ты опять зачем-то перевернул эту картинку", руки всё не доходили вернуть её к тому виду, который они привыкли видеть с колокольни. Но вот Вы назвали меня "многоуважаемым автором"... и как тут было устоять? Спасибо!

Edited at 2014-01-18 05:41 (UTC)
( 7 комментариев — Оставить комментарий )