ngeorgij (ngeorgij) wrote,
ngeorgij
ngeorgij

Categories:

Дом Братской Дружины

                                                                                                                              Арх.  Е.В.Соловьёв

По переулку Механическому № 4 расположено трехэтажное здание дореволюционной постройки. Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту архитектора С.Г. Санина для «Дома Братской Дружины». Благодаря просветительской деятельности Центральной научной библиотеки ХНУ им. Каразина, на сайте которой был выставлен отчет о деятельности Общества «Дом Братской Дружины» (1912г. издания), представилась возможность по формированию более развернутого представления об истории появления этого общественного объекта среди запруд Немышли.



Отыскать сведения об истории формирования переулка Механического и возможных его первоначальных названий пока не удалось. На момент появления здания его адрес был привязан к улице Конюшенной (современная Академика Павлова) - №24, в то время как в списке домовладельцев на 1913/1914 гг. здание было привязано к улице Конюшенной без номера. На плане Харькова 1920-х гг. переулок все еще не показан, хотя, вероятно, уже суще-ствовал по факту. Название «Механический» встречается на немецкой карте 1940-х годов, что свидетельствует о том, что название это, как минимум, довоенное.



В 1950-е гг. в здании располагалась 124-я школа с украинским языком обучения. Ныне оно занято Институтом проблем машиностроения им. А.М.Подгорного (основан в 1939 г как институт энергетики, настоящее название -  с 1972 года).



Инициатором появления объекта выступил Александр Порфирьевич Тямин (р. 1870г), харьковский ремесленный голова, председатель и учредитель торговой школы ремесленного общества, владелец плакатной и этикетной фабрик и переплетного производства.
В 1904 г А. П. Тямин выступил с инициативой о сборе пожертвований на устройство приюта, предназначенного для детей (до 14 лет) воинских чинов, погибших в русско-японской войне, а также для нищенствующих детей-сирот Харьковской губернии. Проект получил название «Дома Братской Дружины» в память посещения г. Харькова императором Николаем II  4 мая 1904 года. Во время пребывания Императора в Харькове были созданы дружины из гражданских лиц на добровольных началах для помощи полиции в поддержании порядка. Опыт самоорганизации «дружинников» был воспринят как пример для наследования и нашел свое отражение в названии новообразованного благотворительного общества. Призыв Тямина нашел свой отклик у харьковской общественности. Участие в начинании подтвердили заявлениями многие представители местного купечества. Свои услуги по составлению проекта будущего здания, на безвозмездной основе, предложили архитекторы М.И. Дашкевич и С.Г. Санин. В дальнейшем Дашкевич так и не был задействован, уступив участие в формировании задания на проектирование своему патрону – академику архитектуры Алексею Николаевичу Бекетову. В комиссию по составлению проекта здания и сметы были избраны архитекторы А.Н.Бекетов и С.Г.Санин, купец И.К.Кабанов и священник Ф. Кияницин. Домовладелица Аграфена Васильевна Водопьянова высказала намерение пожертвовать для будущего приюта участок земли по Конюшенной улице (современная Академика Павлова). В комитет по сбору средств, возглавляемый губернатором Азанчевским В.Н., вошли многие представители духовенства, торговой и промышленной сфер Харькова.
В 1905 г. архитектор Санин С.Г. составил первый проект «Дома Братской Дружины», который, вероятнее всего, носил характер эскизного.



В январе 1909 года был утвержден устав общества «Дома Братской Дружины». На собрании 9 мая 1909 года был избран Попечительный совет под председательством харьковского губернатора Митрофана Кирилловича Катеринича. Заступающим должность председателя избран вице-губернатор И.И.Стерлигов, товарищем председателя (а по сути исполнительным председателем ) – А.П.Тямин. Членами Попечительного совета стали: С.С.Иванов, В.В.Рюмин, С.Г.Санин, К.Б.Стрижеев, В.В.Иванчин (кассир Волжско-Камского банка), И.И.Колосов, П.П.Поляков, В.Н.Беляев, Т.Г.Базилевич, А.Н.Енько и П.Н.Скубачевский. Для координации деятельности и организации работы комитета было арендовано помещение в доме по пер. Петровскому №17 (пер. Короленко).
На собрании 29 ноября 1909 года было решено приступить к постройке дома весной 1910 года. К концу 1909 г. удалось собрать капитал в 10 тыс. рублей и обзавестись (юридически оформить) земельным участком в 1 десятину, который был пожертвован А.В. Водопьяновой. Несмотря на недостаток средств, Правление Общества все же приняло решение приступить к реализации постройки здания. Член Общества, архитектор Санин С.Г., по просьбе Правления, составил три варианта постройки: комплекс одноэтажных построек;  двухэтажное здание прямоугольной формы в плане с продольным коридором;  двухэтажное с цокольным этажом здание Г-образной формы в плане. В результате обсуждений остановились на третьем варианте, Г-образной формы. Вариант позволял в случае, если не удастся собрать необходимую сумму, возводить и эксплуатировать объект частями. На втором этаже должны были разместиться девочки, на первом – мальчики, в цокольном этаже предполагалось разместить мастерские. Под выбранный вариант Санин разработал проект, который был утвержден Строительным отделением Губернского правления 15 февраля 1910 года. Не приостанавливалась энергичная работа по сбору средств, которая заключалась в организации благотворительных лотерей, вечеров и выступлений.



Параллельно с заботами о строительстве здания 7 февраля 1910 г. был открыт собственно сам приют в наемном помещении на 30 детей-сирот от 7 до 10 лет. (16 мальчиков и 14 дево-чек). Большинство детей из неблагополучных семей, отобранные на улицах Харькова членами общества (главным образом самим А.П. Тяминым). Среди детей ветеранов русско-японской войны были только Воронковы Варвара (10 лет), Иван (8лет) и Даниил (8 лет).



С наступлением весны (апрель) 1910 г. было приступлено к земляным работам. При вскрытии грунтов оказалось, что верхние слои грунта были наносными. В результате консультаций с инженерами Корнеенко Б.Н., Харманским З.Ю. и др. было принято решение углубить заложение фундамента до 3 аршин (около 2,1м) от поверхности земли и увеличить ширину фундамента до 1,5 аршин (более 1 м.). Столкнувшись с неизбежным увеличением затрат на устройство фундамента, Правление общества решило для оправдания непредвиден-ных расходов добавить подвальный этаж, вследствие чего корпус становился 3х- этажным с подвальным этажом.



9 мая 1910 г. состоялась торжественная закладка здания. Работами по строительству здания безвозмездно руководил архитектор С.Г.Санин, расходуя свои средства на посещение объекта (в то время площадка строительства располагалась на окраине города). Саниным было потрачено немало усилий на то, чтобы используя свои связи в строительной сфере, убеждать поставщиков отпускать материалы на стройку со значительными скидками. К концу 1910 г кладочные работы были большею частью завершены. 28 марта 1911 г. в Ялте скончалась А.В.Водопьянова, не дождавшись завершения начинания. В августе 1911 г столярные работы (двери, окна. полы) и водяное отопление были сданы московской фирме братьев Кертинг. В июле 1912 года здание было уже почти полностью готово, но недостаток средств, необходимых для введения его в эксплуатацию, не позволял осуществить переезд приюта. По этой причине было сорвано вселение, запланированное на сентябрь 1912 года.





В ноябре 1912 г из состава попечительного совета «Дома братской дружины» выбыл архитектор Санин С.Г., в связи с отъездом из Харькова. Сергей Григорьевич Санин (1878-1952) перебрался в Псков, где до 1917 г. исполнял должность младшего инженера местного губернского правления. После 1917 г работал в Кременчуге, в 1930-х гг вернулся в Харьков, который уже не покидал. Считается автором многих зданий в Харькове, хотя датировка и авторство некоторых из них все же вызывает сомнения.
Архитектурное решение здания в чем-то сходно с другими постройками архитектора – например, зданием гимназии Витте на ул. Украинской. У здания четко не артикулирован главный фасад, так как стилистически все фасады представлены довольно однородно, разве что за исключением северо-западного, на котором окнами с полуциркульным завершением выделен актовый зал. Композиционным акцентом дворовых фасадов выступил ризалит парадной лестницы, имевший завершение в виде изящной башенки, увенчанной куполом. Главным фасадом является фасад, обращенный к переулку Механическому (северо-восточный), выстроенный по симметричной схеме. По бокам он фланкирован плоскими ризалитами. Левый соответствует помещению спален для мальчиков (2-й этаж) и девочек (3-й этаж). Правый отображает габариты блока учебных и рекреационных помещений.



Коррективы, внесенные в ходе строительства (изменение этажности), негативно отразились на композиционном решении здания. Пропорциональные членения, разработанные для двухэтажного здания с высоким цоколем, пришлось приспосабливать под увеличенные объемы, из-за чего отдельные композиционные акценты (фронтоны, фризы, арочные окна актового зала и т.д.) растворились в увеличенных плоскостях фасадов. Несколько странно выглядят столбы аттика на боковых ризалитах главного фасада со стороны переулка. Цен-тральный столб расположен по оси оконных проемов, а не пилястр, что выглядело бы логичнее. Решение это скорее даже смахивающее на безграмотное, с тектонической точки зрения, вероятнее всего носило вынужденный характер и было навязано архитектору товарищами по строительному комитету в целях экономии средств. Мы (надеюсь, пока) не располагаем первоначальным проектом, но вероятнее всего по осям ризалитов должны были располагаться парапеты с фронтонами, аналогичные тому, который был реализован на западном фасаде здания. Некоторое представление о первоначальном замысле дает разрез по парадной лестнице, размещенный в отчете общества за 1912 г. Из него следует, что со стороны главного фасада, ось главного входа должна была быть закреплена парапетом с фронтоном сложной формы, который не был реализован, вероятно, из-за экономических обоснований.



По своим художественным достоинствам здание, конечно же, не является уникальным и в силу изменений, внесенных в ходе строительства, утратило композиционную составляющую первоначального замысла. В то же время оно в значительной степени сохранило аутентич-ность реализованного решения (утрачены отдельные элементы парапета на главных фасадах, башенка со стороны двора, фронтон на северо-западном фасаде, частично заменены заполне-ния оконных проемов с искажением первоначального рисунка, выполнены пристройки со стороны двора). Будучи произведением известного архитектора и реализацией общественной инициативы регионального уровня (с учетом привлечения губернских органов), здание вполне может представлять культурологический интерес и претендовать на статус памятника культурного наследия, хотя бы в историческом аспекте.



                                                                                                               
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ржепишевский на Энгельса

    Архитектор Е.В.Соловьёв Гражданский инженер Александр Иванович Ржепишевский является одним из наиболее популярных харьковских зодчих прошлого,…

  • АЗОВСКО-ДОНСКОЙ СЛЕД

    Архитектор Е.В.Соловьёв Часть третья – варяжская харизма В 1907 году Азовско-Донской банк проводит закрытый конкурс на проект своей…

  • Из почты карантинного времени...

    Добрый день, вечер или ночь! Я с большим удовольствием напишу вам о доме и обо всем, как это было. Хочется оговориться, что фотографий у меня не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments