ngeorgij (ngeorgij) wrote,
ngeorgij
ngeorgij

Categories:

О харьковском гении Иосифе Шиллингере, и не только...

Автор текста: zis_man
10 января, 2014

Честно говоря, я не помню, как на него вырулил. Копался в системах нотной записи, пытаясь понять "какой смысл пытался своими словами вложить автор в клювик птичке". И где-то попал на ссылку, что, дескать, был такой человек, который понимал, что именно происходит, как оно работает и создал общую теорию композиции, которую описал в двух томах своей знаменитой работы (о которой я слышу первый раз в жизни).
Решил посмотреть, кто же это такой умный.

(ремарка) Дальше идёт Генеральная пауза с ферматой (это такое обозначение в нотах, когда весь оркестр одновременно сидит молча, щёлкая клювом. Выглядит так G.P., а сверху фермата).

Потому что читаю следующий текст: "...советский и американский композитор, музыкальный педагог и музыковед, <...> в 1920-21 руководил Украинским симфоническим оркестром в Харькове, в 1922-28 годах - консультант Народного Комиссариата образования, поэт, математик, художник, скульптор, фотограф (ну это ладно), был другом Дм. Шостаковича и Льва Термена (о них чуть позже), был учителем по композиции Джорджа Гершвина и Гленна Миллера.
Иосиф Моисеевич Шилингер, также Джозеф Шиллингер (англ. Joseph Schillinger; (31 августа 1895, Харьков — 23 марта 1943, Нью-Йорк)

Дальше я просидел до двух часов ночи, потому что нашёл изложение главного труда Шиллингера и попытался понять, о чём речь. Главную идею о математизации и комбинационном подходе к сочинительству я понял, но этим всё и кончилось. На следующий день меня утешили следующие слова исследователя творчества Шиллингера американца Лу Пайна: "Для того, чтобы глубоко изучить труд Шиллингера, необходимо иметь учителя, поскольку книга написана очень плохо, а найти кого-то, кто от начала и до конца изучил двенадцать книг Системы - нелегкая задача”.
Ежели кто хочет ознакомиться с вопросом, то в YouTube есть цикл лекций на эту тему очень симпатичного юноши по имени Алексей Георгиевич Шибаршин по адресу http://www.youtube.com/watch?v=bwlgEBPuwAQ
Сам он не музыкант, и время от времени это заметно в нарративе, но это единственный найденный мной источник, который говорит об этом всём что-то внятное. (Ну да, он закончил МЭИ, поэтому у него хоть с головой нормально).
Ну так вот. Дальше всё было хорошо и весело. Ранее не существовавший Джозеф Шиллинджер плавно встраивался в знакомую мне картину мира, обрастая "историческим мясом".

"Вы, вероятно, припомните, что в одном из концертов в Ленинградской государственной Филармонии Вы исполнили, в первый раз в 1926 году, мою партитуру “Поступь Востока” (известную впоследствии под именем “Schritt des Ostens” в Германии и “March of the Orient” в Америке). На той же программе Вы исполнили в первый раз “Первую симфонию” Мити Шостаковича".
(Из письма к Н.А.Малько от 27 сентября 1942 года)
"Множество партитур для ударных инструментов и один из моих “Пейзажей” были скопированы для размещения в «Флейшер коллекции» оркестровой музыки в Филадельфийской свободной библиотеке. Если Вам случится быть в Филадельфии, Вам может быть интересно просмотреть эти партитуры.
Искренне Ваш, Джон Кейдж”.
(Из письма Кейджа Шиллингеру 13.06.1940)
“Гершвин учился у меня в течение четырех с половиной лет, беря по три урока в неделю все это время. “Порги и Бесс” была написана полностью под моим руководством; это заняло полтора года, по три урока еженедельно (что равнялось в то время четырем с половиной часам в неделю). Он изучил все разделы моей теории композиции, т. е. ритм, мелодию, гармонию, контрапункт и т. д., за исключением оркестровки"
(Из письма музыковеду Дэвиду Ивэну 20.10. 1942)


...А также масса всякого занимательного, включая то, что ходатайство для того, чтобы Шиллингера послали за границу от Института истории искусств в июле 1928 года подписали Г.А. Шапорин, композитор, которого все знают, но музыки почти никто не слышал и М.С. Друскин, которого все, кто получил музыкальное образование, знают по учебникам.
Всё было замечательно, пока я не напоролся на следующий текст:
“Лев Термен под присягой подтверждает:
[…] что он знает Иосифа Шиллингера, который ходатайствует о вне-лимитной визе иммигранта США;
что указанный Иосиф Шиллингер работал с ним в городе Нью-Йорке с 15.03.29 до настоящего времени... ".

До этого самого момента я знал, что Лев Сергеевич Термен, человек, который изобрёл первый электромузыкальный инструмент "терменвокс", жил в Советском Союзе, прожил длинную жизнь и, вроде как, прожил её здесь. А поскольку статистика говорит, что оттуда не возвращаются, я сильно опешил, плюнул на Шиллингера и полез выяснять, что там произошло с Терменом.

Никто не собирается писать роман в жанре альтернативной истории? А модный фэнтези про попаданцев, тоже никто? А про воспоминания под наркозом, лёжа на операционном столе?
Полное впечатление, что писатель-недоносок собрал всё, что у него не приняли все редакции и запихнул в одну рукопись. Итак, кратко излагаю.
Вообще-то правильно фамилия пишется Theremin, потому что она французская, хотя семья к моменту рождения Льва Термена в 1896 году в СПб была вполне православной дворянской.
В двадцать лет окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, параллельно обучаясь на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета.
С 1919 года - завлаб Физтеха в Петрограде у Иоффе. В 1920 изобрёл терменвокс и даже продемонстрировал его вождю мирового пролетариата в Кремле в марте 1922 года. Ленин пытался исполнить на терменвоксе "Жаворонок" Глинки, из чего мы можем сделать вывод, что Ленин, кроме Бетховена, знал и Глинку, хотя я не уверен, что Ильич правильно понял принцип работы изделия. В силу пробелов в образовании.
В 1925-26 практически параллельно с Зворыкиным, но по эту сторону Земли, работал над созданием телевидения.
Дальше я вынужден цитировать Википедию, потому что лучше сказать не смогу, но вообще-то, через пару дней всё же перепроверю, что-то уж больно на мистификацию похоже.
"В 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации. Также он продал лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании RCA.
Лев Термен организовал компанию «Teletouch» и Theremin Studio и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.
С 1931 по 1938 годы Термен был директором Teletouch Inc. Тогда же он разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас.
Вскоре Лев Термен стал очень популярным в Нью-Йорке человеком. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр.
Лев Сергеевич разводится со своей женой Екатериной Константиновой и женится на Лавинии Вильямс, танцовщице первого американского негритянского балета".

Дальше, похоже, что в 1938 его выкрали и вывезли, в 1939 посадили по обвинению в покушении на Кирова (там очень красивая композиция о том, что в маятник Фуко группа астрономов из Пулковской обсерватоии должна была заложить фугас, и как только Киров подойдёт к маятнику, Термен радиосигналом из США должен был его взорвать).
В 1940 оказался в "туполевской шараге", где у него ассистентом был Сергей Павлович Королёв, а позже занимался разработкой подслушивающих систем (сюжет, близкий к солженицынскому "В круге первом"), с той разницей, что зэка Термен был представлен к Сталинской премии первой степени, а затем, в 1947, реабилитирован.
Потом что-то не очень понятно - в 60-е работал в лаборатории Московской консерватории , а потом в лаборатории при физтехе МГУ.
Умер Лев Сергеевич Термен в 1993 году, успев вступить в 1991 в КПСС, мотивируя это тем, что обещал Ленину.

А теперь немножко о терменвоксе
"Меня всегда поражало это несоответствие состояния общей материальной культуры по сравнению с материальной культурой музыки. Я постоянно испытываю какое-то чувство неловкости, когда с улицы, где пятидесятиэтажные дома воздвигаются в шесть месяцев, попадаю в концерт, где играют на дудках, рожках, бьют по натянутой телячьей шкуре, конским волосом трут жилы и т.п..."
(И.Шиллингер о терменвоксе в ноябре 1929)

Принцип работы достаточно прост - движения правой руки около вертикальной антенны изменяют ёмкость контура, отвечающего за высоту звука, левой - за громкость.
А дальше - вперёд с песнями!
Рядом с Терменом, наверно, можно поставить только Роберта Муга - создателя классического синтезатора. И ещё долго любой синтезатор называли Moog, так же, как любой копировальный аппарат - ксероксом.
И, кстати, начинал своё дело Роберт Муг в 19 лет с изготовления и продажи терменвоксов в формате "Сделай сам".
А сейчас главным производителем терменвоксов является компания Moog Music. Цена вопроса 500-800 долларов.
Вот такая кривая извилина познания...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments